ИТ-образование школьников: текущая ситуация и перспективы развития

Пиком
Пиком
О том, что интерес к ИТ-сфере необходимо прививать со школьной скамьи, мы задумались не сегодня: в «Пикоме» уже много лет успешно работает проект UIC Class.

В рамках этого проекта наши специалисты проводят открытые уроки, мастер-классы для школьников, компания выступает спонсором и соорганизатором мероприятий, направленных на повышение ИТ-грамотности среди школьников. Так, только за последние полгода компания «Пиком» приняла участие в мероприятиях:

  • фестиваль «Мир ИТ-профессий»,
  • профориентационный тренинг на базе МВЕУ «Выбирай свое будущее»,
  • общегородское родительское собрание,
  • Региональный чемпионат JuniorSkills в Ижевске ,
  • проект «Научные каникулы»,
  • Республиканская научно-практическая конференция «Юность — науке»,
  • Школьный чемпионат Удмуртии и Всероссийский чемпионат по игре «Что? Где? Когда?».

Проводятся мероприятия и собственными силами. Вот результаты проекта UIC Class в цифрах только за весну 2017 года:

  • 10 экскурсий в офис «Пиком»,
  • 3 открытых урока в школах,
  • 2 встречи со специалистами по профориентации,
  • 1 интеллектуальная игра «ИТ-матрица»,
  • 500 школьников,
  • 70 учителей,
  • 23 класса.

Однако очевидно, что этих усилий недостаточно, и поэтому в рамках проекта UIC Class в последние полгода силами специалистов компании «Пиком» была проведена большая аналитическая работа, которая позволила получить ответы на некоторые вопросы и сделать интересные выводы.

Представление школьников об ИТ-сфере

Интерес к информационным технологиям наблюдается и со стороны учащихся, и со стороны их родителей и преподавателей. В некоторых школах отдельно собирают группы интересующихся школьников, которые приходят на встречи с уже готовыми вопросами про необходимое профильное образование, востребованные технологии, языки программирования. Эти ребята уже имеют представление о вёрстке, создании сайтов, пытаются сами программировать.

Уровень базовой подготовки у школьников различный и зависит от количества часов информатики, уровня преподавателя и личной заинтересованности ученика, но в целом практически все учащиеся имеют схожие представления о сфере информационных технологий. Тут еще отражается и проблема с подготовкой учителей информатики: часто этот предмет преподают непрофильные педагоги, которым достаточно трудно сделать свои уроки интересными, современными и отражающими актуальный уровень развития информационных технологий.

Активное использование смартфонов, в том числе мобильного интернета. Все достаточно хорошо ориентируются в мобильных приложениях и чаще всего используют смартфоны для общения в социальных сетях. Популярными социальными сетями являются «ВКонтакте» и Youtube, при этом школьники, например, не относят работу по созданию видео-контента для Youtube к ИТ-сфере.

Отсутствие логической связи между тем, что они используют каждый день и тем, что это кем-то ранее было разработано. Это выражается в том, что школьники могут легко назвать ИТ-бренды, такие как ВКонтакте, Instagram, Google, Яндекс, Антивирус Касперского, названия различных компьютерных игр, но не воспринимают их как компании, в которых работают люди. Такой своеобразный разрыв в знаниях.

Ограниченное понимание профессий в ИТ-отрасли. Программист и дизайнер — единственные, кого дети называют, не задумываясь, при ответе на вопрос об «айтишниках». Те, кто был на подобных лекциях ранее, называют также тестировщика. Программистов при этом считают единой профессией, не понимая ни разницу в специализациях (web, 1С, Enterprise...), ни в видах работ (кодеры, разработчики, архитекторы, DBA...). Особые сложности возникают при описании двух групп специалистов — аналитиков и специалистов по интернет-рекламе. Первое вызвано традиционным невниманием к аналитике и проектированию, встречающимся даже внутри отрасли. Второе может быть обусловлено тем, что большинство школьников не считают интернет-маркетинг, рекламу и продвижение отдельным разделом ИТ-сферы.

Отсутствует полностью или частично общее понимание того, что происходит при создании ИТ-продуктов, но общих знаний и интеллектуальных способностей хватает, чтобы легко сложить это в систему. Например, если рассказать, кто такой аналитик и объяснить, чем он занимается, то в дальнейшем уже не возникает вопроса, а кто же делает постановку задач и пишет ТЗ. В целом, если дать возможность детям предположить, что делают конкретные ИТ-специалисты, то в большинстве случаев путем семантического анализа фраз и слов дети могут довольно верно догадаться: тестировщик — тестирует и находит неисправности, специалист по рекламе — продвигает сайт, контент-менеджер — наполняет контентом, аналитик — анализирует. Трудности возникают с определением верстальщика, это слово почти все всегда слышат впервые. К сожалению, дальше логических конструкций «дизайнер — рисует», «программист — программирует» дети не идут, потому что нет достаточных знаний, никто эту информацию в настоящее время им не предоставляет.

Среди школьников можно выделить около 5-7% детей, которые уже либо сами начинают осваивать программирование и смежные профессии, либо уже к этому готовы, то есть для того, чтобы начать их обучение, не требуется дополнительной мотивации. Еще примерно 5-10% смогут обучаться при наличии определенной мотивации, консультативной помощи. Но у них отсутствует понимание, как и где они могут учиться — немногие находят онлайн-проекты и мало кто в курсе о внешкольных образовательных заведениях.

Сложившиеся стереотипы и мифы об ИТ-сфере

Общение со школьниками во время мероприятий позволило выделить и несколько стереотипов, распространенных среди детей и подростков относительно ИТ-сферы.

Пожалуй, самый очевидный стереотип — для работы в ИТ-сфере необходимо хорошо знать математику и информатику, что говорит об ограниченном представлении о спектре ИТ-профессий, актуальных специальностях на рынке, которые не ограничиваются естественно-научными знаниями. Школьники (и не только они) не видят разницы между информатикой и программированием (Computer Science).

В некоторых школах информатика — это профильный предмет для поступления в физико-математический класс, поэтому не стоит утверждать, что дети, выбирающие профильным предметом информатику, нацелены на работу в ИТ-сфере. С другой стороны, часто именно учащиеся физико-математических классов проявляют лучшие способности в различных предметах, более успешны в обучении. Логично предположить, что именно эти дети в дальнейшем смогут реализовать себя в ИТ, как одной из самых перспективных и высокооплачиваемых отраслей

Популярны и гендерные стереотипы, согласно которым программист — это мужская профессия, а дизайнер — женская. Как правило, уже на экскурсии школьники видят, что это не соответствует действительности.

Многими школьниками работа в ИТ-сфере воспринимается скорее как хобби и возможность дополнительного заработка. Причина, возможно, в том, что работа в ИТ-сфере знакома ребятам благодаря видеоблогам различных фрилансеров, материальное положение которых, оценивается положительно, но не является стабильным. Из-за этого же в качестве мотивации работать в ИТ часто называется возможность работать из дома или «на пляже».

При этом школьники считают все ИТ-специальности сложными и обязательно требующими длительного образования (11 классов + профильное высшее образование). Их удивляют многочисленные примеры успешных сотрудников ИТ-компаний — самоучек или получивших образование в другой сфере. К сожалению, это может привести к неправильному выводу — об отсутствии необходимости много учиться, хотя проблема скорее в отсутствии подходящих вариантов образования.

Перспективы и будущее проекта

В целом, можно сделать довольно оптимистичный вывод об уровне подготовки детей к изучению информационных технологий. Озвученные выше проблемы в равной степени свойственны любой сфере и являются следствием отсутствия системного обучения детей информационным технологиям. Более того, часть стереотипов и непонимания присуще не только школьникам, но и их родителям. А сами дети в этом возрасте вполне готовы усваивать информацию и учиться.

Можно говорить и о том, что при запуске системного образования школьников возможно получить целое поколение хороших программистов, которые смогут удовлетворить кадровые потребности ИТ-компаний на региональном рынке, а также воспитать талантливую молодежь, которая может быть востребована в крупнейших мировых компаниях либо успешно реализовывать собственные проекты. Дети уже в этом возрасте задумываются о карьере в ИТ-сфере. Однако, сразу оговоримся, что значительный процент школьников/родителей считают эту карьеру возможной исключительно в столицах или за рубежом. Это связано не только с неосведомленностью о местных ИТ-компаниях, но и с низким авторитетом местных вузов.

Есть предположение, что именно 7-8 класс — ключевой возраст в выборе будущей карьеры, и именно в это время детей еще можно максимально заинтересовать работой в ИТ-отрасли, что спустя пару лет им будет уже сложнее с учетом возросшей нагрузки в школе и появлением новых интересов, а также усвоением общих прагматических подходов к выбору профессии (без учета собственных склонностей).

Проблемы, которые этому мешают:

  • Низкий уровень подготовки учителей информатики.
  • Невключенность или эпизодическая включенность ИТ-компаний в процесс обучения школьников.
  • Отсутствие системного подхода к обучению программированию в целом в системе школьного образования.
  • Единообразная образовательная траектория для учеников разной уровня способностей и разной степени заинтересованности.

Таким образом, в рамках дальнейшего развития проекта UIC Class планируется:

  • продолжать профориентационные мероприятия для школьников, знакомить с разнообразием ИТ-профессий,
  • создавать и продвигать различные онлайн-ресурсы для популяризации ИТ-отрасли,
  • участвовать в обучении школьников профильных ИТ-классов и физико-математических классов,
  • разрабатывать отдельные учебные программы для обучения программистской логике и стилю мышлению (общедоступные) и для более специализированного обучения конкретным профессиям,
  • развивать схему подготовки школьников, начиная от профориентации и заканчивая стажировкой и последующим трудоустройством в ИТ-компанию,
  • способствовать повышению квалификации преподавателей информатики в школах и СПО,
  • сотрудничать с учебными заведениями СПО в адаптации программ к профессиональным стандартам ИТ-компаний.

Очевидно, что успех этих мероприятий зависит от согласованности действий ИТ-компаний, образовательного сообщества, административных ресурсов. Важно, чтобы выстроенная структура участников, мероприятий была непрерывной и вела к конкретным результатам, от разработок стратегий к готовым специалистам, новым ИТ-проектам, развитию информационной среды региона.