Ижевский рынок интернет-услуг: анализируем - значит, существует

Григорий Коган
Григорий Коган
Некоторое время назад ко мне обратился журналист ижевского делового журнала "Свое дело" с рядом вопросов, касающихся особенностей ижевского рынка интернет-услуг. В ходе ответов на его вопросы и родился этот материал, который было решено опубликовать в корпоративном блоге Пикома.
Есть такая особенность нашего (да и любого регионального) рынка интернет-услуг в России – это его неуловимость, чтобы не сказать пошлого «виртуальность». Состав видимых игроков постоянно переменен, век большинства недолог, а объём невидимой части вообще трудно обозреть. Собственно, проблемы начинаются с определения границ – кого будем считать. Нужды местных заказчиков во многом обслуживают фрилансеры и любители – те, кого разок «знакомые попросили сайт собрать». Причём «профессиональные» фрилансеры могут быть и не из наших краёв (равно как и фрилансеры-резиденты работать удалённо). Так что значительный объём работы выполняют непрофессионалы – случайные разработчики единственного проекта, подрабатывающие в дополнение к основной работе ИТ-шники, студенты и т.п. К этой же категории относятся на самом деле и многие фирмы местной интернет-отрасли, особенно те, на первой странице сайта которых написано традиционное «Мы – молодая, но опытная команда профессионалов», а в портфолио положен собственный сайт и несколько непринятных вариантов дизайна. Компаний, действительно имеющих стаж работы и портфолио, а также собственный штат сотрудников, при ближайшем рассмотрении оказывается совсем немного. Можно было бы попробовать посчитать доли рынка по ним, но тут наша исследовательская задача получает новый удар – большую часть работы такие фирмы выполняют для заказчиков, внешних для нашего региона. С этим же фактором связано и наличие значительной «невидимой» части рынка – многие команды принципиально не работают с местными заказчиками, поэтому не заметны рынку, а подчас и налоговой. Иногда на единственного заокеанского заказчика, решающего специфическую задачу, трудится приличная команда, и их учёт может создать значительный перекос в нишевой сегментации разработчиков. В то же время, для фирм, не обходящих заботой местный рынок, узкая специализация не принята – как правило, они стараются оказывать максимально широкий спектр услуг. Такой подход востребован и клиентами, предпочитающими отдаться в «одни руки», чтобы не забивать голову спецификой и разнообразием интернет-задач. Равно это необходимо и самой фирме-поставщику услуг, так как на рынке такого небольшого объёма специализированной компании просто не выжить. Можно попробовать охарактеризовать структуру не предложения на местном рынке, а спроса. Клиенты в большинстве достаточно консервативны, поэтому сложившийся спрос существует на уже зарекомендовавшие себя инструменты, например, SEO, контекстную рекламу. Сейчас идёт волна запуска вторых версий корпоративных сайтов (период массового первого пришествия ижевских компаний в интернет пришёлся где-то на 2004-2007 гг.), а для компаний-передовиков интернета – уже третьих. Многие сайты дополняются элементами интернет-магазина либо таковые запускаются отдельно. SMM пока переживает любительскую стадию – все слышали, что социальные сети можно использовать для бизнеса, но мало кто понимает, как именно. Большинство рекламщиков вообще воспринимает слово «соцсети» как синоним понятия «бесплатная реклама», поэтому пытается что-то делать самостоятельно и наугад. В результате мертворожденные группы и аккаунты в соцмедиа продолжают всё больше засорять эфир, аутсорс услуг в области SMM остаётся минимален, а владельцы бизнеса приходят к выводу, что «соцсети не работают». В последнее время можно выделить три основные тенденции развития для бизнеса в Сети – электронная торговля, социализация и мобильный интернет. Первая – наиболее успешная и проявившаяся из них. Можно считать, что к настоящему времени в равной мере и местный бизнес, и потребители созрели к использованию онлайн-торговли – первые осознали работоспособность канала, вторые – преодолели страх и старые привычки. Для онлайн-продаж используются не только отдельные интернет-магазины, активная коммерческая жизнь бурлит на форумах и в социальных сетях. Во всей системе e-commerce слабым местом пока остаются онлайн-платежи. В онлайн выходит не только бизнес, но и государство. Опять же, встречаются как спрос со стороны граждан на упрощение взаимодействия с государством посредством Сети, так и понимание чиновниками высшего ранга (как минимум на федеральном уровне) существенного отставания в информатизации. Тем не менее, электронные госуслуги, проекты в области открытых данных, теперь ещё и электронные карты – всё это уже в том или ином объёме функционирует и продолжает активно развиваться. Появляются и первые пробы в ведении диалога с гражданами через Сеть. Так что органы государственной и муниципальной власти становятся заметным потребителем интернет-услуг. Хотя надо отметить, что в нашем регионе нет чёткой установки на приоритетное использование для этого местных поставщиков услуг. Тенденция «социализации» (в сетевом смысле), уже упомянутая выше как для бизнеса, так и для государства, остаётся одним из наиболее обсуждаемых и модных трендов, но, в большинстве случаев, успешно реализуется только крупными брендами. Тем не менее, с одной стороны, уровень эйфории и незнания, связанные с новизной, уменьшаются, а количество успешных кейсов увеличивается. Вместе с развитием мобильных технологий, резко увеличивающим проникновение интернета и персонализацию канала, возможности этих инструментов будут усиливаться. Бизнес вынужден будет научиться правильно с ними обращаться по мере миграции на эти площадки его целевой аудитории. В основном региональный бизнес воспринимает интернет как канал продвижения с целью увеличения сбыта, реже – как канал прямых продаж. Так что основной спрос в ближайшем будущем по-прежнему будет формироваться вокруг рекламных возможностей Сети и онлайн-торговли. Именно таким образом продолжают рассматриваться и социальные сети. Родственные маркетинговые (не говоря уже о других) задачи – управление репутацией, обратная связь с потребителями, создание лояльного сообщества, исследование и формирование рынка и т. п. – пока не ставятся как приоритетные задачи присутствия компании в интернете. Собственно, не ставятся такие задачи в большинстве бизнесов и вне контекста интернета – но тема упрощённости анатомии нашего бизнеса, отсутствия сложных аналитических функций и примата тактических задач над стратегическими сильно выходит за рамки этого материала. Хотя именно она и проявляется, в частности, в структуре спроса на интернет-услуги. Так, очень медленно и сложно входят в инструментарий компаний облачные сервисы, направленные на управление корпоративными коммуникациями, повышение эффективности работы, автоматизацию отдельных бизнес-процессов. Даже CRM-системы – казалось бы, незаменимый инструментарий для столь лелеемой бизнесом функции продаж, о необходимости которых столько уже твердят – внедряются с трудом. В этом интернет-сервисы вполне подтверждают практику использования «обычного» программного обеспечения. Спектр используемых инструментов сводится к вынужденно необходимым утилитам (например, антивирусы), учётному ПО и справочно-правовой системе как к средствам подготовки бухгалтерией требуемой государством отчётности и офисному пакету (как правило, Excel, а то и Word) как к способу собственно вести учёт. Задачи анализа и повышения эффективности при этом решаются «в уме» или приказами. Но B2G-решения, связанные с налоговым законодательством, электронной сдачей отчётности и документооборотом вообще, вполне возможно, ожидает определённый спрос. Тем более, что, как было сказано выше, государство тоже активно поддерживает тенденцию на информатизацию. Ещё один класс задач, уже упомянутый в связи с настольным ПО, связан с информационной безопасностью. И тут тоже не обходится без усилившегося внимания государства (персональные данные, безопасный интернет). Но и бизнес сам начинает осознавать риски, связанные с бурным проникновением интернет-технологий. По мере увеличения случаев грянувшего грома спрос на эти услуги будет расти, причём в большинстве случаев внутри компаний эта тема приводит к появлению скорее перечня вопросов и загадок, чем ясной программой мероприятий по предотвращению угроз. И относится это, надо признать, в равной степени и к компаниям интернет-отрасли, так что, скорее всего, предоставлением таких услуг займутся компании, уже специализирующиеся на ИТ-безопасности, а также федеральные вендоры. В целом, развитие интернет-технологий и рост их влияния не оставляют возможности никому на рынке сохранять поведение неизменным. Сейчас очень модно говорить об интернете как о средстве передела рынков, но за расхожими словами действительно скрываются серьёзные структурные изменения экономики и общества. В нашем регионе потребители интернет-услуг, а во многом даже и поставщики, находятся в состоянии постоянно догоняющих несущийся вперёд поезд, потребителей вчерашних новостей. Конечно, критическим фактором для развития интернет-решений является техническая инфраструктура – появление полноценных интернет-сервисов появляется через 5 лет после подключения к Сети. Но важно и понимание бизнесом новых возможностей и готовность их использовать. Некоторую роль в устранение этого разрыва на информационном уровне мы вносим нашей просветительской работой, в том числе проведением семинаров и Удмуртской интернет-конференции UIC. Наибольший эффект от новых технологий бизнес сможет получить, сформировав интернет-стратегию компании, направленную на комплексное и максимальное использование интернет-инструментов для решения различных задач – маркетинговых, кадровых, производственных, организационных и других. И важной задачей ведущих поставщиков интернет-услуг является не просто выполнение конкретных запросов заказчиков, а консалтинг и помощь в выработке комплексного подхода.