Как успешно зарегистрировать домен

Григорий Коган
Григорий Коган
Наличие собственного интернет-представительства является обязательной составляющей современной компании. В вопросе разработки и запуска сайта крайне важным является правильный выбор домена («имени» для сайта), на который не всегда обращается должное внимание.

Почему важно успеть зарегистрировать домен?

Домен – это не только адрес будущего сайта компании. Домен должен регистрироваться одновременно с выбором имени для компании. Даже если запуск сайта немедленно не планируется, домен можно использовать для корпоративной почты (адрес director@company.ru на визитке предпочтительнее, чем, например, sanchikkk75@mail.ru). В конце концов, домен просто надо «застолбить», чтобы его, например, не зарегистрировали конкуренты и тем самым воспользовались набирающим популярность брендом Вашей компании. Или домен не стал жертвой киберсквоттинга. Более того, в последнее время уже на этапе выбора наименования компании учитывается наличие подходящих доменных имен. И отсутствие таковых может повлечь изменение уже выбранного названия. Важно также зарегистрировать все варианты написания названия, чтобы предотвратить попытки конкурентов или злоумышленников создать «лже-сайты» вашей компании. Надо пояснить, что сайт может иметь несколько доменных имён, которые являются как бы «синонимами» для основного домена, т.е. ведут все на один сайт. При этом стоимость дополнительного домена (например, 600 руб./год) не идёт ни в какое сравнение с получаемыми преимуществами или предотвращёнными проблемами. В последнее время возникает юридическая практика, когда владельцы зарегистрированных товарных знаков могут в судебном порядке вернуть домен, совпадающий с ним по написанию. Но эта процедура является длительной и дорогостоящей, поэтому лучше обезопасить себя заранее.

Где следует регистрировать домен?

Ответ на вопрос "где" - прост: регистрацией доменных имен занимаются только аккредитованные регистраторы. Их не так уж и много, и они достаточно известны. Но вам стоит помнить, что в большинстве крупных городов у многих регистраторов существуют официальные представители. В частности, в Ижевске представителем регистратора RU-CENTER является компания Пиком. Это значит, что по всем вопросам, связанным как с регистрацией, так и с прочими операциями с доменными именами, вы можете обращаться региональному представителю, не вступая в переписку с московским офисом. Это же относится и к решению сложных конфликтных ситуаций, например, если у вас украли домен.

В какой «зоне» выбирать домен?

Российские компании предпочитают использовать домены .RU и .РФ. Наиболее традиционным является домен .RU, но в силу его популярности уже зачастую бывает сложно найти свободное имя в этом домене. Кроме того, домены .ru могут содержать только латинские буквы и цифры, а многие русские названия записываются латиницей сложно или неоднозначно. В результате этих двух факторов появляются длинные и трудно запоминаемые домены. Вспомните типичную ситуацию, когда Вы пытались продиктовать «неудобный» адрес почты или сайта по телефону, или, наоборот, записать диктуемый адрес (все эти «эс как доллар», «палочка с точкой»…). Этих проблем лишён домен .РФ – все имена в нём записываются кириллицей (только (!) кириллицей – т.е. со смешанными названиями проблема остаётся) и количество свободных доменов пока велико. Но такими доменами могут воспользоваться только те ваши партнёры, которые говорят на русском. Если вы ведёте деятельность за рубежом – использование кириллического домена для вас исключается. Также в ряде случаев до сих пор возможны технологические проблемы с доменом .РФ – например, при использовании в электронной почте. Поэтому часто регистрируют два домена – .RU и .РФ. Кириллический домен используют, например, на наружной рекламе, при диктовке адреса сайта и т.п. Латинское написание (как правило, более длинное и сложное) – для электронной почты и при продвижении сайта в поисковых системах. Ещё один российский домен .SU (бывший домен бывшего СССР) пока менее распространён в силу своей непростой судьбы. Но сейчас регистрация в нём доступна всем и по тем же ценам, что и для доменов .RU, .РФ. Поэтому его можно использовать, если найти подходящее имя в .RU не удаётся. Более того, в нём можно регистрировать имена с использование кириллицы (а также других нелатинских алфавитов). Для компаний, предполагающих работать на международном рынке, важно зарегистрировать и международный домен (например, .COM), привычный для западного (особенно американского) потребителя. Хотя к международным доменам (COM, NET, ORG, BIZ, INFO и другим) в полной мере относятся и проблемы транскрипции, описанные выше для домена RU. Существует ряд «специальных» доменов (.PRO, .TV, .AERO, .TRAVEL, .MUSEUM, .XXX и т.д.), подходящих для определённых сфер деятельности.

Выбираем домен

Можно дать следующие рекомендации для выбора домена:
  • Домен должен совпадать с наименованием компании или отражать сферу её деятельности (например, «монтаж.рф»).
  • Любое придуманное имя надо проверить на благозвучность, запоминаемость, простоту восприятия на слух. Домен должен отражать индивидуальность Вашей компании.
  • Чем короче домен – тем лучше.
  • Надо зарегистрировать все варианты (и даже ошибочные) написания домена. Иначе часть аудитории у вас могут увести при помощи тайпсквоттинга. Наиболее распространённые случаи:
    • При неоднозначности латинского написания надо зарегистрировать все варианты (например, professionali - professionaly - proffesionali - profesionaly). Тем самым Вы снижаете риск потери посетителей.
    • Для многословных названий лучше зарегистрировать все варианты написания (с дефисом и без).
  • Некоторые популярные трюки, использовать которые следует с большой осторожностью:
    • Вставка в название домена формы собственности юридического лица: во-первых, в условиях российского бизнеса она может и измениться; во-вторых, для ООО написание трёх одинаковых букв подряд не очень красиво и чревато ошибками при наборе (например, ooooshibka.ru).
    • Искажение написания английских слов (например, «servis» вместо «service»): Вас могут счесть попросту неграмотным.
    • Иногда остроумным выходом из положения оказывается регистрация латинского домена, по написанию похожего на какое-либо слово русского языка (например, peccopa.ru).