Торговля онлайн: быстрый старт

Григорий Коган
Григорий Коган
Материал опубликован в журнале "Сильные кадры" за январь 2014 года. Как вывести свой бизнес в интернет? Казалось бы – вопрос риторический, немало журнальных полос в одних только «Сильных кадрах» было отдано подробным описаниям. Если свести их к одному предложению, то надо делать следующее: сформулировать задачу, написать техническое задание, выбрать разработчика, нарисовать дизайн, написать программную часть сайта, наполнить уникальной информацией и запустить продвижение.

Верхушка айсберга

Давайте критически разберём этот рецепт счастья. Начинается ли бизнес в онлайне с разработки сайта? Как любое деловое начинание, выход в онлайн должен включать проработку бизнес-процессов, создание обслуживающего офиса и т. п. Сайт – это только надводная часть айсберга онлайн-бизнеса. А вообще, обязательно ли нужен сайт, чтобы продавать в интернете? Опыт многих наших клиентов говорит о том, что иногда проще начать с малого – хотя бы с группы в соцсетях или «виртуальной визитки» в системе контекстной рекламы. Конечно, имиджевые задачи таким образом не решить, но привлечь первых покупателей можно. Главной задачей сайта, конечно, имидж является редко. Основное назначение сайта для бизнеса, выходящего в онлайн – автоматизация ряда процессов. Каталог на сайте работает вместо продавца-консультанта: позволяет покупателю выбирать товар, сравнивать характеристики, изучать отзывы. Оформление заказа на сайте разгружает менеджера, онлайн-оплата – кассира и так далее.

Техническое задание: польза или вред?

Итак, приступаем к разработке сайта. Действуем по описанной в начале статьи последовательности: собрали все пожелания к сайту, оформили техническое задание, подписали его с двух сторон. И далее, все по шагам и по ТЗ: дизайн-верстка-функционал-наполнение-запуск. Только не всегда все проходит так гладко. Более реальная история выглядит так: долго писали подробное ТЗ, продумывали, меняли, уточняли мелочи. Наконец, по прошествии нескольких месяцев, перешли к дизайну. Нарисовали первый вариант – и начались изменения! Утвержденный в результате дизайн прототип из ТЗ напоминает уже весьма отдаленно. В процессе реализации функционала выяснились новые особенности и детали – и еще дальше мы уходим от когда-то выстраданного и утвержденного технического задания. Получившийся результат, таким образом, очень слабо напоминает первоначально согласованное описание сайта. Кроме того, все эти изменения требуют дополнительного времени, поэтому когда-то давно проставленные в плане работ сроки тоже отправляются в сферу научной фантастики. В итоге все сроки прошли, времени и денег потрачено много, а результата – запущенного сайта – нет. Означает ли это, что техническое задание бесполезно? Конечно, нет. Важен даже процесс планирования сам по себе. Как показывает наш опыт, в процессе создания сайта иногда происходят удивительные вещи: например, выясняется, что проект в текущем виде просто нерентабелен. В ряде случаев это может привести к изменению бизнес-процессов и даже всей концепции проекта.

Почему так происходит?

А может быть, можно научиться писать идеальные ТЗ? Наверное, если бы такой рецепт существовал, он бы тоже уже был расписан на другом десятке журнальных полос. Есть ряд объективных причин, которые делают любое ТЗ устаревшим в момент написания: динамичность окружающей среды и рынка, быстрота происходящих изменений. Конечно, есть и субъективные причины, начиная с неправильной постановки целей проекта. Часто требования к сайту формулируются не его будущими бизнес-пользователями: например, разработку сайта, который будут использовать сотрудники отдела продаж или маркетинга, курирует системный администратор. Он может не учитывать или даже не понимать всех задач, которые должен решать сайт для своих непосредственных пользователей. Более того, такой человек на самом деле не заинтересован в скорейшем запуске проекта, поэтому может больше увлечься процессом разработки, чем стремлением получить результат. Особую опасность представляют перфекционисты. Чем больше растягивается и усложняется проект, тем быстрее возрастает вероятность возникновения в нём проблем и несоответствия полученного результата задачам заказчика. Вы потратите время, деньги, нервы, а сайт в итоге не будет работать и приносить пользу.

Что делать?

Чтобы избежать этого, можно применить другой подход к разработке. Проект разбивается на несколько итераций, каждая из которых включает все виды работ и заканчивается появлением готового (хотя, возможно, и не полнофункционального) решения. Следующая итерация начинается с анализа полученного опыта эксплуатации этого решения и внесения изменений в постановку задачи. Такая модель на самом деле естественна, ведь развитие бизнеса происходит именно таким образом. Так как успешный сайт обычно отражает состояние компании и меняется соответственно с развитием её бизнеса, то для работы над сайтом логично применить тот же подход. Использование такого метода сталкивается с рядом типичных возражений. 1) В первую очередь, владельцев сайтов пугает отсутствие изначально определённой сметы затрат на создание сайта. Но разовые затраты на разработку всегда составляют меньшую часть по сравнению с поддержкой и продвижением в общей стоимости создания и владения сайтом. Более того, всегда есть значительные скрытые затраты – например, потраченное время сотрудников (т.е. их зарплата). Самое главное – чем раньше сайт запущен, тем быстрее он начинает приносить доход. А разработка по этапам позволяет оплачивать разработку в рассрочку, то есть уменьшить затраты, которые владелец сайта несет до запуска. 2) Другое возражение исходит из мнения, что сайт без шикарного дизайна и не предлагающий сразу же весь мыслимый функционал не будет востребован пользователям, которые предпочтут конкурентов. Опыт показывает, что это далеко не так – разные посетители обращают внимание на разные аспекты сайта. И даже теряя часть лидов, такой «неполноценный» сайт всё равно начинает приносить прибыль своему владельцу, что позволяет быстрее возвращать вложенные в его разработку средства. 3) Бывает, что желание запустить сразу же большой проект с развёрнутым функционалом диктуется подходом, что надо сделать сайт «раз и навсегда», заложив в него даже и не востребованный сегодня, но могущий понадобиться завтра функционал. Но в условиях постоянно меняющихся условий бизнеса и интернет-технологий бывает сложно спрогнозировать, что пользователь захочет завтра. Да и сам подход «закрыть вопрос с сайтом на несколько ближайших лет» принципиально не верен – без постоянной поддержки и развития сайт перестанет быть эффективным. Это не работает.

Двигайтесь последовательно!

Конечно, такой подход не является универсальным. Есть заказчики (например, госорганизации) и проекты, для которых он неприменим в принципе. Да и для остальных применять его надо аккуратно, имея в виду различные варианты развития ситуации. Но, практикуя метод проб и ошибок на коротких итерациях, можно избежать больших потерь в целом. Нужна четко поставленная и достижимая цель для каждого этапа, адекватные критерии оценки полученного решения и постоянный анализ текущей ситуации. Последовательно закрывая этапы создания сайта, в итоге мы получаем качественно и вдумчиво сделанный проект, который будет приносить реальную пользу вашему бизнесу.