Зачем бизнесу мобильные приложения?

Пиком
Пиком
Рынок мобильных приложений стремительно развивается во всем мире. Россия и, в частности, Удмуртия не являются исключениями – все больше местных представителей бизнеса обращают внимание на предоставляемые такими приложениями возможности.

Проанализировал рынок мобильных приложений и поделился своими мыслями Антон Звонарев, руководитель направления мобильной разработки компании "Пиком".

Уточним понятие «бизнес-приложение». В первом случае речь может идти о внутрикорпоративном сервисе, пользователями которого являются сотрудники компании: ERP, CRM, BPM, ECM, разные другие непонятные слова из 3-х букв, общая задача которых — управлять корпоративной информацией (базой клиентов, списком проектов и задач) и снижать бизнес-издержки за счёт автоматизации и систематизации рабочих и производственных процессов.

Например, мобильное приложение облачного сервиса Битрикс24, которое мы сами активно используем в работе:


Вторая группа приложений — сервис для клиентов данного бизнеса: личные кабинеты, оформление заказов, оплата с мобильных, отслеживание транспорта и грузов и т.п. Цель создания таких приложений — увеличение удобства клиентов. А также стремление использовать новый канал привлечения пользователей — мобильные устройства.
Бизнес-приложения для мобильных устройств чаще всего являются дополнениями уже существующих сервисов или ПО для бизнеса. То есть основной функционал уже доступен через веб или программу-клиент на компьютере пользователя. А приложение для мобильного дублирует контент и сервисы в оптимизированном для мобильных устройств виде.

Все технологии стараются сделать нашу жизнь проще для потребителей. Мобильные приложения - это в первую очередь удобный инструмент, цель которого - комфорт его пользователя.


К примеру: приложение Аптека.RU предоставляет каталог товаров с возможностью сделать заказ, где бы вы ни находились. Пользователь может просмотреть каталог доступных лекарств и узнать их цену: даже при слабом интернет-соединении использование приложения все равно остается комфортным. Это позволяет пользоваться им в метро, на даче или в дороге. В приложении есть возможность оформить заказ и добавить товар в избранное. Благодаря этому все необходимые лекарства находятся в паре кликов от заказа. В сочетании с SMS-уведомлениями использование сервиса очень удобно.

В приложении UIC реализована программа конференций и список докладчиков. Вы можете просмотреть интересующий вас доклад или персону в приложении, не заботясь о скорости вашего интернета. Есть возможность зарегистрироваться на интересующее вас событие или задать вопрос докладчику в несколько кликов. Это экономит массу времени.
Область «чисто мобильных» приложений — это всё-таки игры и контентные (музыка, видео, книги и т.п.) приложения. Тем не менее, ряд мобильных приложений к «обычным» сервисам достаточно функциональные и даже могут обгонять по количеству пользователей версии для компьютеров. В основном, это приложения, использование которых предполагается в «полевых» условиях (например, навигация и бронирование), требует вовлечённости и оперативности реакции (коммуникаторы и соцсети), а также получающих преимущества от использования возможностей устройств (например, геолокации).
Общие тенденции Мировой рынок растёт взрывным образом, но надо понимать, что это — рост с нуля, и поэтому цифры всего за пару лет выглядят такими впечатляющими. Более того, рост в основном пока идёт экстенсивный — на появившемся новом поле пытаются выявить (или создать) всё новые потребности пользователей и как можно быстрее их закрыть.
Региональный рынок мобильных приложений сейчас очень сильно напоминает рынок веб-разработок в Ижевске на стыке 90-х и 2000-х. Сейчас мы проходим тот момент, когда на федеральном уровне уже сложился рынок спроса, а региональный в принципе только начинает зарождаться. В ИТ-отрасли этот сегмент пока представлен небольших количеством разработчиков, работающих в основном с заказчиками из столиц и из-за рубежа, либо просто на фрилансе.
Описать сегодняшнее положение можно так: устойчивого спроса местный рынок пока не генерирует, осознание наличия новой аудитории и нового канала уже есть, но чёткого понимания необходимости мобильных решений практически нет. Причины, которые заставляют рассматривать возможность создания мобильных приложений: • технологический энтузиазм, любовь к «новенькому», • стремление получить конкурентное преимущество (создав первым мобильное приложение в своей отрасли), особенно на рынках, где что-то уникальное предложить уже сложно, • желание привлечь новую категорию клиентов, воспользоваться новым каналом для донесения информации, • желание удивить клиентов, а также привязать их к себе иконкой на экране телефона, • мода («все так делают»).
Однако, бума приложений «сделано для Удмуртии» пока не наблюдается (да и десяток имеющихся выглядит пока достаточно уныло). Как и на любом новом рынке, преобладает консервативный подход — мол, пока ещё много пользователей с «простыми» телефонами, люди не настолько привыкли пользоваться мобильными приложениями. Конечно, истина где-то посередине — о преобладании какой-то категории пользователей можно говорить только в случае довольно узкого сегмента, да и то довольно условно. Поэтому на самом деле решение о создании мобильного приложения чаще всего связано с личными предпочтениями руководства конкретного бизнеса — их энтузиазмом или консерватизмом по поводу новых технологий и личными привычками в использовании мобильных устройств.
Платить или не платить? При этом никто не отрицает, что бизнес-приложения — это перспективно, речь идёт только о том, пора уже или ещё не пора. Но на самом деле, настоящая формулировка этого вопроса гораздо банальнее: «платить или не платить». Мобильная разработка — на данный момент удовольствие дорогое. Это всегда свойственно новому продукту в ИТ, когда ещё нет готовых наработок, обкатанных решений, а каждый заказ является штучным. Рынок сайтов 10-15 лет назад переживал ту же стадию, после чего средний уровень цен упал — по мере увеличения количества сайтов и их шаблонизации, перехода производства из штучного в конвейерное. В то же время, стандартизация будет означать появление небольшого количества популярных тиражируемых решений, которые приведут к смерти множество индивидуальных приложений в своей категории.
В ряде случаев для пользователей телефонов и планшетов оказывается достаточно адаптивного сайта (умеющего «подстраиваться» под устройства). Конечно, адаптивность может серьёзно увеличить стоимость сайта, но всё равно окажется значительно дешевле мобильной разработки.
Существует ещё ряд факторов, которые не позволяют ценам упасть: • Сегментация платформ — разработка мобильного решения обычно означает создание линейки приложений для разных платформ и даже разных экранов. • Традиционная нехватка кадров, в случае с мобильной разработкой на порядок усугублённая новизной технологии. • Мобильное приложение может являться лишь пользовательским интерфейсом к корпоративной системе или серверной части веб-сайта, при этом функциональная часть остаётся на стороне сервера. Во многих случаях эта сторона оказывается не готова, поэтому полный комплекс работ включает разработку не только нескольких мобильных приложений (для разных платформ — iOS, Android, WinPhone), но и серверного модуля (что по объёму и сложности работы может превосходить всё остальное).

С текущей ситуации мобильные платформы развиваются очень быстро. Каждый год на рынок выходят новые версии устройств и операционных систем. Причем каждые несколько лет мы видим нечто меняющее рынок кардинально: смартфоны, планшеты, голосовые помощники, умные часы. В такой обстановке необходимо всегда быть на вершине волны. Всегда есть те, кто покупает последние модели телефонов или часов за круглые суммы. Но большинство людей действуют более осторожно. Технологии становятся удобнее и дешевле - это популяризирует платформу. Спустя несколько лет умные телефоны начали появляться повсеместно. Сейчас уже крайне редко люди предпочитают обычный телефон. Наступила эпоха планшетов. Через пару лет бабушки и дедушки будут щеголять умными часами с большими и удобными цифрами и голосовым управлением. Нужно понимать, что всегда будут люди, действующие по старинке. Но наступает момент, когда удобство перевешивает стоимость и недоверие. И бизнес должен принимать это во внимание, чтобы быть на один шаг впереди конкурентов.