Министерство информатизации и связи Удмуртии подсчитало, что оборот IT-компаний за последние полгода увеличился на 4,4%.«Пиком» поделился опытом, как повлияла пандемия на работу компании, какие появились тренды и стало ли больше конкуренции на рынке.
Наш бизнес привык жить в условиях нестабильности. Однако с приходом пандемии уровень неопределенности резко вырос по сравнению с обычным. В таких условиях внимание переключается со стратегических задач на текущие сиюминутные. Это повлекло за собой изменение структуры портфеля заказов у IT-компаний.
Многие наши клиенты начали сокращать расходы. Одни приостановили работы, другие уменьшили их объем, третьи переключились на решение быстрых неотложных задач вместо долгосрочных — перейти в онлайн, запустить доставку. Яркий пример — некоторые медицинские клиники начали проводить тесты на коронавирус и заказывали создание веб-страниц для этой услуги.
Спрос сохранялся, но его структура несколько раз менялась. В апреле-мае общее количество обращений от потенциальных клиентов сократилось на 20-30%. Среди новых заказчиков были в основном либо те, чьи товары и услуги остались востребованы (аптеки, медицинские центры, доставка продуктов), либо компании, которые хотели быстро перейти в онлайн.
Главные тренды
Карантин и пандемия на самом деле не создали новых трендов — скорее резко увеличили скорость изменений в рамках некоторых ранее существовавших тенденций. О цифровой трансформации бизнеса говорили давно. Но именно после шоковых первых дней это стало одним из основных приоритетов. Мы отреагировали на спрос и разработали линейку готовых решений — создание экспресс-сайтов и интернет-магазинов с минимальным функционалом. Цены на разработку сделали рекордно низкими за всю историю нашей компании. Основной целью было удовлетворить запросы клиентов на создание онлайн-площадки и быстрый запуск продаж.
Маркетплейсы переживают взлет. Ранее мы наблюдали тенденцию к увеличению доли этого формата на рынке e-commerce. Весенние события привели к взрывному росту. Сейчас мы видим повышенный интерес со стороны заказчиков как к разработке собственных маркетплейсов, так и к продвижению и размещению на существующих площадках.
Кроме того, в сфере электронной коммерции увеличился спрос на отдельные категории товаров, и этим тоже можно пользоваться. Так, пандемия и изменения в законодательстве, разрешающие дистанционную продажу безрецептурных препаратов, активизировали розничную торговлю лекарствами и товарами для здоровья через интернет. Это вызвало повышенный спрос на разработку сайтов онлайн-аптек. Мы к 2020 году прокачали свою экспертность в работе с клиентами из фарминдустрии. В частности, в течение 7 лет занимались разработкой и техподдержкой портала Apteka.ru, который вошел в топ-5 крупнейших аптечных сайтов мира, а в 2019 году стали лучшими разработчиками интернет-аптек в России и СНГ по результатам «Рейтинга Рунета». С началом карантина мы оперативно упаковали наш опыт и стали продвигать услуги по разработке сайтов онлайн-аптек.
И третий тренд, который становится все более заметным, — переход бизнеса на удаленку. Значительная часть компаний планирует сохранить дистанционный формат работы даже после снятия всех ограничений. А это повышает требования к внутренней цифровой структуре предприятия. Часто удаленка выявляет несовершенство текущих бизнес-процессов. Если раньше многие проблемы можно было решить в личном общении с коллегами, то на расстоянии слабые места и недоработки становятся виднее. Поэтому компании, выходя из режима жесткой экономии, начинают вкладываться в системное построение и автоматизацию процессов.
Как следствие, возрос интерес к CRM — системам по организации работы бизнеса и управлению взаимоотношениями с клиентами. У нас увеличилось число заказов на внедрение Битрикс24. Очень удобно, что этот продукт включает не только CRM, но и инструменты для решения разных задач: планирование рабочего дня, управление проектами, назначение встреч, коммуникации внутри компании, взаимодействие с клиентами и другие.
Ушли и остались
Как кризис повлиял на IT-индустрию в Удмуртии? Общее количество игроков сократилось. С рынка ушла часть малых компаний. Однако это никак не отразилось на конкуренции в сегменте среднего и крупного бизнеса, где число и состав игроков не изменились. Более того — на рынке труда появились свободные кадры, что помогло нам найти новых квалифицированных сотрудников.
Усиливается тренд на слияние и объединение компаний в отрасли. Ключевые игроки укрупняются или объединяются в структуры разной степени связности и формальности (поглощения, партнёрские сети, альянсы, дружеские договорённости).
Думаю, в перспективе вымывание малых IT-компаний с рынка продолжится. Этому способствует как создание крупными заказчиками собственных IT-отделов, так и появление нишевых готовых решений, которые закрывают потребности малого бизнеса. Да и в целом это отражает тенденции развития российской экономики — бизнес укрупняется. Это происходит и в IT-отрасли, и на стороне заказчика. Что, в свою очередь, усиливает укрупнение в отрасли: большие заказчики отсекают мелких подрядчиков, а вторые, в свою очередь, не умеют работать с первыми.
Полный вариант статьи для ИА «Удмуртия».
Сокращенную версию читайте на сайте: https://udmurt.media/articles/biznes/89288